1 сентября День знаний
В фойе библиотеки оформлен тематический стенд, посвященный Дню знаний.
Хочется пожелать ученикам и учителям, чтобы не только 1 сентября было радостным, но и все дни, проведенные в школе. Пусть новый учебный год станет для всех плодотворным и богатым на знания, открытия, творчество и достижения.
Дети – это наше будущее, именно на них мы возлагаем наши самые лучшие и светлые надежды и мечты. К началу учебного года на стенде размещены основные правила безопасности для детей. Безопасность, сохранение жизни и здоровья детей является важнейшим вопросом. Каждый родитель хочет уберечь своего ребенка от непредвиденных жизненных ситуаций, но быть рядом ежеминутно просто невозможно.
Правила безопасности для детей – это то, что должны знать все мамы и папы. И не только знать, но и учить этому подрастающее поколение, помня о том, что детская безопасность во многом зависит от умения ребенка правильно реагировать на ситуацию.
-
---
Родителям о том, как научить ребенка заботиться о своей безопасности и действовать со знанием дела в экстренной ситуации, рассказывает старший преподаватель кафедры психологии и педагогики детства Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева - Екатерина Улыбина.
- И в быту, и в жизни
Часто, когда речь заходит о безопасности, первая ассоциация, которая возникает, — это правила дорожного движения или, например, обращения с горячими предметами или жидкостями. То есть прежде всего на ум приходят бытовые моменты, с которыми родители и дети сталкиваются ежедневно. С такими правилами безопасности детей знакомят так или иначе практически все мамы и папы.
Но, помимо бытовой, существует еще безопасность социальная, которой важно научить детей вне зависимости от того, как часто ребенок с ней сталкивается.
- Говорим и обсуждаем
Обычно обеспечение безопасности начинается с понимания того, возможно ли ограничить столкновение ребенка с опасностью. О чем речь? Если вы живете возле дороги с интенсивным движением, вы научите ребенка безопасному маршруту в обход или по двору. Когда в доме растет малыш, вы ставите заглушки на розетки, ограничители на окна, не оставляете в доступе горячие кастрюли и чайники и т. д.
А вот что касается нахождения ребенка в детском, взрослом или смешанном коллективе, самостоятельного выхода из дома, то здесь очень важно не только ограничить какие-либо возможные опасности, но и научить ребенка самостоятельно справляться со сложными ситуациями.
Первое, о чем стоит помнить, — необходимость говорить с ребенком о безопасности. Причем регулярно. Даже если малыш уже попадал в ситуацию опасности, вряд ли он воспроизведет полученный опыт в дальнейшем, если произошедшее не было проговорено и обсуждено со взрослыми.
Как, в каком объеме и в какой манере лучше говорить с ребенком о безопасности? Тут важно помнить о том, что подобный разговор — это не урок и не предмет, который следует ребенку преподавать, допустим, раз в неделю. Безопасное поведение родители должны демонстрировать детям своим собственным примером ежедневно.
- Подаем пример
Подобно тому, как мы учим малыша переходить улицу на зеленый свет или пользоваться прихваткой при обращении с горячей посудой (и сами так делаем!), необходимо знакомить ребенка с правилами социальной безопасности и самим поступать именно таким образом.
Можно сколько угодно говорить о том, что небезопасно заходить в лифт с незнакомыми людьми или нельзя брать из чужих рук конфеты и т. д., но если мы сами так поступаем, ребенок поймет, что это правило не обязательно для исполнения. Иными словами, безопасность родители должны транслировать собственным примером: заходим в лифт, обязательно убеждаемся в том, что за нами следом никто не зашел, вошли в подъезд — обязательно оглядываемся, закрылась ли за нами дверь.
Если мы общаемся с незнакомыми людьми в подъезде, мы должны сообщить ребенку, что это наши соседи, что мы знаем, из какой они квартиры, мы давно с ними знакомы.
Безопасность ребенка в современном мире.
- Объясняем, но не пугаем
Зачастую многие родители стремятся знания о безопасности подать в запугивающем виде, для того чтобы ребенок точно не нарушил правила. С точки зрения психологии такая подача может привести к противоположному результату.
Ребенка опасная ситуация может настолько поразить или напугать, что он полностью забудет о том, о чем говорили родители растеряется и не сможет ничего предпринять. При этом у него останется след напряжения и тревоги, связанный с темой безопасности. Поэтому очень важно говорить с ребенком на эту тему, но объяснять следует, не запугивая, а аргументируя.
Многие родители, желая обезопасить своего ребенка, говорят ему о том, что нельзя ни в коем случае отходить от мамы. Такая установка может спровоцировать его на слитное взаимодействие с матерью вплоть до подросткового и даже взрослого возраста.
Некоторые родители идут еще дальше и просят знакомых помочь «подловить» сына или дочь, чтобы проверить, как они поведут себя в экстренной ситуации. Подобная «проверка» может ребенка сильно напугать и привести к разрушению доверия к взрослым и в первую очередь к родителям.
Для сохранения доверительных отношений необходимо прежде всего действовать с помощью аргументов, ни в коем случае ребенка не запугивать. И говорить о безопасности следует ежедневно.
- Учим правила
Отправляясь вместе с малышом в незнакомое место, необходимо обязательно ребенка сфотографировать, объясняя ему смысл данного действия: в экстренной ситуации фото поможет быстрее его отыскать.
Важно помнить о создании доверительных отношений с ребенком. Очень часто происходят ситуации, когда ребенок стесняется о чем-то рассказать взрослым, боится или просто не понял, что с ним произошло. Поэтому самое главное — это наличие доверительных отношений, когда ребенок может поделиться какой-то волнующей его ситуацией, а еще — отсутствие жестких ограничений и запретных тем, иначе ребенок побоится сообщить о том, что его беспокоит.
С детьми более раннего возраста важно правильно выбрать способ подачи информации. Детское восприятие построено таким образом, что сведения, излагаемые взрослым, не всегда осознаются ребенком напрямую. Часто родители или педагоги разговаривают с детьми на темы, по их мнению, важные, но не имеющие прямого отношения к детям. Ребенок учится избирательно воспринимать информацию, и когда она поступает в режиме ответа на вопрос, то малыш может эту информацию не принять как важную, значимую. В младшем возрасте важно несколько раз проигрывать ситуации, о которых мы сообщаем ребенку, несколько раз обсуждать материал, приводить примеры и по большей части не рассказывать, а спрашивать.
Использовать для обучения игры. Например, лото «Что такое хорошо и что такое плохо». В игровой форме ребенок хорошо усваивает информацию, при этом не зацикливаясь на плохом или страшном.
Для описания бытовых ситуаций можно взять сюжетные картинки, например, карточки из серии «Безопасность дома», которые можно с ребенком не просто посмотреть, но еще и обсудить, задав ему вопрос, как он должен действовать в той или иной ситуации.
Для обучения ребенка правилам социальной безопасности можно использовать такой инструмент, как психотерапевтическая сказка. Это история, сюжет, который так или иначе подходит по ситуации под проблему, о которой вы хотите рассказать малышу. Главным героем такой сказки или рассказа является персонаж, который по возрасту и по полу похож на самого ребенка.
Если вы не можете сочинить сказку самостоятельно, поможет серия книг Натальи Ремиш «Просто о важном» (МИФ, 2022). В них содержатся очерки о безопасности и рассуждения психологов о том, как ребенок может отреагировать на ту или иную ситуацию, почему реакция будет примерно такой и каких последствий стоит ожидать от произошедшего.
При выстраивании диалога необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш уже утомился и не хочет воспринимать информацию, лучше отложить обсуждение на более поздний период, иначе ребенок просто машинально будет кивать головой и пользы такой разговор не принесет.
Взрослые часто одергивают ребенка по поводу шума, постоянно давая установку: «Не кричи», «Не визжи», «Не шуми» и т. п. На самом деле шум — это то, что может ребенку пригодиться в ситуации, когда есть угроза его жизни и здоровью. Не все дети в экстренных ситуациях могут закричать, а это важно. Хорошим тренингом будет, если иногда давать ребенку возможность пошуметь, покричать, например, на прогулке в лесу.
Важно обсуждать в бытовых ситуациях на примере других людей то, что может оказаться полезным для ребенка. Например, вы идете с ребенком мимо детской площадки и задаете вопрос, какие места во дворе ему кажутся безопасными, какие, наоборот, опасными, как бы он обратился к незнакомому взрослому, если бы ему потребовалась помощь, к кому именно он обратился бы за помощью, то есть кого он считает опасным либо безопасным.
Объясните ребенку, что существуют так называемые категории безопасных людей: работники магазинов, охранники, то есть те, кто находится в данный момент на рабочем месте. Если таких взрослых рядом нет, то всегда можно обращаться к маме с ребенком на детской площадке.
Научите сына или дочь следить за временем. Желательно, чтобы у ребенка как минимум были часы, максимум — средство связи. Важно приучить ребенка отзваниваться, если он по каким-то причинам задерживается, не только для спокойствия родителей, но и для формирования чувства ответственности по отношению ко взрослым и к самому себе.
В наши дни особое внимание следует обратить на интернет-безопасность. Расскажите ребенку о конфиденциальности и недопустимости распространения сведений о нем и о членах его семьи. Научите его игнорировать сообщения, которые не обращены к нему лично, развивайте способность к критическому мышлению.
Если вам удастся выстроить отношения с сыном или дочерью таким образом, чтобы в непредвиденной ситуации им захотелось обратиться за помощью именно к вам, а не к кому-то в Сети, это станет большим шагом к обеспечению безопасности.