Тонкий мир паутинки
Мы с вами живём в удивительном крае, красоту и величие которого воспевали в своих произведениях многие известные писатели и поэты – С. Аксаков, Л. Толстой, Г. Успенский, В. Короленко, Л. Сайфуллина, А. Фадеев, М. Джалиль и др.
Сегодня мы поговорим о гордости нашего края – уникальном Оренбургском пуховязальном промысле. Расскажем об истоках зарождения уникального пуховязального промысла, истории развития и современном понимании пухового платка.
Солнечные дни первых недель сентября называют бабьим летом. С бабьего лета – бабий праздник и бабьи работы. По народному поверью, паутина, летающая в воздухе в это время – не паутина вовсе, а пряжа Богоматери. Повезет той рукодельнице, которая сумеет ее поймать, всегда-то работа у нее будет спориться! Достался бесценный дар оренбургским казачкам, и слава об их тончайших, подобных той самой паутине платках разнеслась по всему белому свету.
Существование знаменитого оренбургского пуховязального промысла на протяжении более 200 лет доказывает, что это художественное ремесло настолько же органично для Оренбуржья, насколько шитье из оленьего меха для Севера или керамика для Средней Азии. Оренбургский пуховый платок появился в казачьих станицах в среде русских переселенцев. Особенности качества пуха местных коз натолкнули женщин на мысль о создании легкой, теплой и необходимой в женском костюме вещи. Пух при прядении вытягивался в тончайшую нить, подобную паутине… Опыт первых мастериц пуховязания передавался и оттачивался из поколения в поколение. Все возрастающий спрос на платки заставлял привлекать к их изготовлению членов семьи, родственников, а затем и односельчан.
Первым, кто обратил внимание на уникальное качество пуха местной породы коз, был Пётр Иванович Рычков (1712-1777 гг.) – известный русский историк, экономист, член – корреспондент Петербургской Академии наук.
Именно его потомки назвали «насадителем того кустарного промысла в нашем казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие» . В истории пуховязального промысла навсегда останется имя жены П.И. Рычкова – Елены Денисьевны Рычковой. Елена Денисьевна действительно удивляла многих своими искусными платками из козьего пуха, но она не была первой в этом деле. Как человек неравнодушный ко всему новому и непознанному, поддерживая мужа во всех начинаниях и исследованиях, она изготовила колпак и ширинку из нового материала – кипрейного пуха, за что и получила в 1770 году от Вольного экономического общества золотую медаль с надписью «За труды воздаяние».
Начиная с конца XVIII века, производством пуховых платков занималось женское население казачьих станиц, расположенных к востоку от Оренбурга – в междуречье Урал – Сакмара до Орска и далее на север – по казачьим станицам до Верхне – Уральска и Троицка. Женщины, поставленные в условия, когда приходилось жить по военным законам казачьей жизни, когда «тощий надел и неблагодарная почва» не могли прокормить семью, нашли возможность дополнительного заработка. Вязание платков оказалось настолько прибыльным занятием, что во многих поселениях оно стало единственным стабильным источником дохода.
Европейская публика впервые познакомилась с оренбургскими платками в 1851 году на первой Всемирной выставке в Лондоне. Первыми «выставителями» оренбургских платков в Лондоне стали М.Я. Зорина и сестры Бондаревские. Их платки удостоились особого одобрения Королевской Лондонской комиссии, выразившей свое «уважение к пользе подобного рода трудов» присуждением им особых медалей.
Следующая Всемирная выставка открылась в 1862 году в Лондоне. На ней экспонировались шесть пуховых платков. Их связала урядница Оренбургского казачьего войска третьего полка станицы Оренбургской Мария Николаевна Ускова. Составив малую часть всех экспонатов отправленных на Всемирную выставку, платки были одними из немногих произведений, удостоенных награды. Из шести медалей, полученных Оренбургским краем на Всемирной выставке, одна была присуждена за оренбургские шали Марии Николаевны Усковой.
Оренбургский пуховый платок - название собирательное. Это теплый тяжелый платок-шаль и тонкий легкий, ажурный платок – "паутинка". Нигде в мире не вяжут таких теплых, но легких и тонких, проходящих сквозь обручальное кольцо, ажурных платков. Есть у нашего платка ещё одна особенность – его цвет. Натуральный цвет белого или серого пуха.
У оренбургского платка свой особый, неповторимый узор, в основе которого лежит геометрический орнамент. Много часов и дней вяжет мастерица платок: петля за петлей, петля за петлей… И вот появляются ромбы, квадраты, зигзагообразные и прямые линии. Они выстраиваются в ясную логическую композицию, живущую по своим законам и порядкам. Настоящая вязальщица никогда не повторяет один и тот же рисунок дважды, а каждый раз по – новому варьирует старинные узоры, а их не так уж и много – «змейки», «косорядки», «соты», «горох», «рыбки», «глухотинки», «кошачьи лапки», «мышиный след», «корольки» …
Сегодня, как и 200 лет назад, все операции по изготовлению платка выполняются вручную. За эти столетия не нашлось замены женским рукам! Вручную гребнем чешут козу, вручную на веретене прядут нить, вручную на спицах вяжут платок. Как и много лет назад, вязальщицы выполняют платки "по памяти". Им не нужны заранее нарисованные рисунки и схемы. Никого не оставят равнодушным изделия, которые выполнены по законам, выверенным столетиями с любовью к своей земле и Отечеству. Оренбургский пуховый платок и сегодня согревает женские плечи и сердца, потому что наши мастерицы остались верны тому, что переняли от матерей, бабушек. В этом секрет любого ремесла: оно живёт, потому что есть Мастер, у которого можно научиться. На промысле работают потомственные мастерицы. Многими из них мы по праву можем гордиться.
Огромная роль в сохранении и развитии традиций ажурного вязания принадлежит Ольге Александровне Фёдоровой (1935-2008). Ольга Александровна потомственная вязальщица ажурных платков.
Родилась 25 ноября 1935 года в селе Жёлтом. Отец погиб на фронте. В доме остались женщины и дети. Бабушка и мама работали в пуховой артели. Дети включались в работу с самого раннего возраста, помогая взрослым. «Учили вязанию настойчиво» – рассказывала Ольга Александровна. В многократном повторении вырабатывались навыки и ловкость рук, приобретались нужные рабочие качества. Семейная профессия передавалась по наследству.
В 10 лет Ольга связала первый платок, а в старших классах уже была вязальщицей, сдававшей наравне со взрослыми свои платки в пухартель.
Она первая из оренбургских пуховниц вступила в Союз художников PCФСP, первая создала методику преподавания пуховязания в Оренбургском художественном училище, первая побывала в США, объехав с мастер-классами 11 штатов.
В истории промысла О.А. Федорова - одна из первых, кто обратился к забытому двухцветному ажурному вязанию. В конце 50-х годов ею был выполнен трёхцветный ажурный платок.
Эта работа была удостоена на Пятой республиканской художественной выставке «Советская Россия» (1975 г.) диплома Министерства культуры РСФСР и Союза российских художников, а затем, как шедевр народного искусства, вошла в собрания Государственного Русского музея в Ленинграде.
С 1977 года Ольга Фёдорова художник, затем главный художник комбината оренбургских пуховых платков. Она участница многих Международных, Всероссийских выставок декоративно – прикладного и народного искусства. Неоднократно награждалась премиями, медалями, почётными дипломами. Имеет Диплом Академии Художеств за сохранение и развитие традиционного ажурного вязания платков «паутинок» и создание новых образцов (1979 г.). Награждена бронзовой медалью ВДНХ (1982 г.) за участие в выставке «В семье единой» к 60-летию образования СССР, золотой медалью ВДНХ (1986 г.) за участие в выставке «Оренбуржье – народному хозяйству».
Творчество Фёдоровой оказало огромное влияние на искусство оренбургского промысла и стало ориентиром для многих мастериц последующего поколения. Опираясь на традиции ручного художественного вязания и орнаментику оренбургского ажурного платка, Ольга Александровна вводила новые элементы, создавала оригинальные композиции своих произведений.
Её платки хранятся в Государственном историческом музее (г. Москва), Государственном русском музее (г. Санкт-Петербург), Томском областном художественном музее, Сергиево-Посадском Государственном историко-художественном музее, Оренбургском областном музее изобразительных искусств.
Имя Розы Сахабовны Гумеровой на устах у многих ценителей пуховязального промысла. Знаменитая мастерица, одна из лучших пуховниц области, обладательница многочисленных наград.
Представьте себе семью, в которой вяжут бабушка, мама, две старшие сестры… Как тут не взяться за спицы? Свой первый платок Роза связала в 13 лет. К вязанию паутинок её приобщила бабушка. Она же сразу показала ей самый сложный узор: «соты». Роза Сахабовна вспоминала: «…когда бабушка взялась меня учить, я сначала испугалась: не смогу, слишком трудно! А она сказала: «… если освоишь самое трудное, то простому и учить не надо будет». Эту фразу я запомнила на всю жизнь.
Мама Розы Гумеровой, Гавгар Ишмухаметова, прославилась, будучи ещё совсем юной. В 16 лет она связала платок с гербом Советского Союза и надписью «Да здравствует Советская Конституция!».
За что была премирована путёвкой в Ленинград, грамотой, подписанной лично Сталиным, и крупной суммой денег.
В семье и дня не проходило без вязания. Вечерами, когда заканчивались домашние дела, мама, работавшая на пуховязальном производстве, садилась за вязание, надо было выполнять план. Сёстры после работы и учёбы тоже присоединялись. Приходили соседки, рассаживались кружком — и тоже вязали. Как ни придёшь к бабушке — она вяжет. Как ни выйдешь на улицу летом — видишь, как женщины сидят у ворот и вяжут.
Долгое время Роза Сахабовна работала на Жёлтинском пуховязальном производстве контролёром по качеству. К сожалению, в 1990-е годы производства на местах стали закрывать. Ей предложили учить вязать старшеклассниц. Разработав собственную методику, Роза Сахабовна на протяжении 24 лет обучала навыку пуховязания подрастающее поколение: как девочек, так и мальчиков. Ее воспитанники, ученики 9 - 11 классов, осваивали азы ремесла: изготовление пляжи, обработку пуха, технологию пуховязания. Результаты не заставили себя ждать: на протяжении многих лет, ученицы Розы Сахабовны удостаивались призовых мест на различных фестивалях ремесел.
Дети Розы Сахабовны переняли любовь к пуховязанию. Её дочь по образованию педагог, не только вяжет сама, но и преподаёт пуховязание в Оренбургском художественном колледже . Старший сын, Руслан, вяжет и не считает это зазорным. Однажды даже снялся в передаче, посвященной пуховязанию вместе с бабушкой и мамой. Младший сын Роман тоже умеет вязать платки. «Увлечение, требующее математического расчета и логики» - вот как отзывается он об этом труде. Подрастающие внуки известной вязальщицы тоже интересуются ремеслом.
Семья Гумеровых дорожит маркой оренбургского платка, а это качество и традиционные узоры. За платками к Розе Сахабовне приезжают люди со всех уголков России, чтобы заказать и приобрести настоящее произведение искусства.
Оренбургский платок хранит в себе не только ласковое тепло пуха. В нем проглядывает душа мастера. И хотя вязальщицы пользуются одним и тем же традиционным набором узоров, каждой удается заставить по-своему «заговорить» свое творение. Однако сама вязальщица никогда не скажет, что ее работа — творчество, искусство. Найдет простые слова. Покажет платки, улыбнется: «Вот поглядите на мое занятие».
Менялись поколения вязальщиц, менялись рисунки, менялась капризная мода, но Оренбургский пуховый платок, красивый и нежный, всегда моден, всегда популярен. И не только в Оренбуржье, но и далеко за его пределами.
В завершении нашего мероприятия для наших читателей был показан мультфильм про Оренбургский пуховый платок.